Как помочь ребенку, ставшему жертвой агрессии в школе

Травля и издевательства среди подростков — нередкое явление. У психологов есть термин, обозначающий систематическое агрессивное поведение и унижение другого человека: буллинг. Отследить, как часто школьники подвергаются буллингу, невозможно – о таких проблемах не принято говорить, наружу всплывают только единичные случаи. Но последствия травли ужасны — от комплекса жертвы потом приходится избавляться годами.
Как себя вести, чтобы не стать изгоем в школе? Что делать, чтобы желающие самоутвердиться не нанесли ни морального, ни физического вреда?
Откуда берется травля в школе?
20 мальчишек и девчонок проводят в одном помещении по 6 часов в день. Все они — из совершенно разных семей, с непохожими характерами и увлечениями. Оказавшись вместе, они распределяют роли и объединяются в группы. Эти группировки могут быть как позитивные (по спортивным, внеклассным интересам), так и негативные (курение, употребление алкоголя, жестокость). Между группами рано или поздно возникают конфликты.
Выстраивая иерархию, дети могут быть очень жестоки. Чтобы самоутвердиться, они могут выбрать агрессивный способ выбиться в лидеры: драться, зло шутить, оскорблять, издеваться, игнорировать, отбирать и портить вещи у других.
Кого выбирают жертвой?
В зоне риска те, чьи ценности отличаются от ценностей остальных.
Педагоги, работающие в школе, говорят, что гонениям подвергаются чаще слабохарактерные дети, не имеющие твердого стержня. Объектом издевательств становятся подростки с повышенной чувствительностью (они показывают свой страх, их легко обидеть или разозлить — а это именно то, что нужно агрессору).
Еще в опасности те, кому сложно находить общий язык с окружающими, кто не чувствует собственных границ и границ другого, у кого неопрятный внешний вид или физические особенности, проблемы со здоровьем.
Как определить, что над ребенком издеваются?
Есть признаки, по которым можно понять, что ребенка обижают в классе:
• Он неохотно идет в школу.
• Возвращается из школы подавленным.
• Очень мало рассказывает о школьной жизни.
• Не знает, кому позвонить, чтобы спросить домашнее задание.
• Одинок (никого не приглашает в гости, на дни рождения).
• На теле синяки, царапины, происхождение которых он не может объяснить.
• У него пропадают вещи, деньги.
• У аккуратного ребенка сломаны вещи, испачкана одежда.
• Он реже выходит гулять или, наоборот, долго не возвращается домой.
• Падает успеваемость.
• Грубо отвечает на замечания взрослых.
• Замыкается в себе.
Эти признаки должны проявляться в комплексе, потому что по отдельности для каждого можно найти оправдания.
Стоит насторожиться, если вы видите, что во время внеучебных мероприятий ребенок стоит в стороне, выходит последним, с ним никто не здоровается или грубо разговаривают. Поддерживайте общение с учителями и классным руководителем и попросите их сразу же предупредить вас, если возникнут конфликты.
Что делать, если ребенка травят одноклассники?
Первым делом - успокоиться и постараться узнать подробности того, что случилось. Не паникуйте. Попробуйте поговорить с ребенком мягко и спокойно, без прямых вопросов, которые могут его спугнуть.
Как общаться с ребенком, если его травят или притесняют?
• Контролируйте свои эмоции. Если ребенок поймет, что вы подавлены или сильно злитесь, он может закрыться.
• Если молчит, то скажите: «Понимаю, что многим детям трудно говорить о таком, мы поговорим, когда ты будешь готов».
• Если ребенок маленький, то спросите: «Не обижают ли мишку в детском садике?»
• Не обещайте, что вы никому не расскажете, потому что следует как можно скорее поставить учителя и администрацию школы в известность и при необходимости оповестить других родителей.
• Попробуйте вместе с ребенком придумать варианты выхода из ситуации (пусть он тоже участвует, он уже сполна ощутил свою беспомощность, помогите ему вернуть контроль над ситуацией).
• Дети и подростки, переживающие травлю, нуждаются во взрослых. Близкие взрослые должны верить в них, сохранять надежду, направлять их в трудный момент и советовать альтернативные варианты.
• Нужно сразу обратиться к специалистам. Кроме того, надо, чтобы с ребятами в классе также поработали психологи, иначе на место жертвы выберут другого.
• Одиночество и изоляция от сверстников — главные последствия буллинга. Следовательно, нужно вернуть ребенка в коллектив: отдать его в кружки, секции. Надо больше общаться с ребенком, чтобы дома была добрая и дружелюбная атмосфера. Постарайтесь переключить его внимание на увлечения и хобби. Ребенку требуется много любви, поддержки, заботы. Рассказывайте о себе, случаях своей жизни или жизни знакомых людей, о том, как они справлялись с подобными ситуациями.
• Когда обижают ребенка, у взрослых возникает много агрессивных желаний. Вы можете долго разбираться с зачинщиками, но при этом забыть поддержать ребенка, чтобы сделать ребенка более уверенным в себе.
• Обо всем обязательно нужно рассказать классному руководителю и преподавателям в кружках. Если проблема стоит действительно очень серьезно, можно организовать мини-педсовет с учителями — это поможет решить конфликтную ситуацию.
Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Самосуд и групповая разборка не решат проблему. Кроме того, применение физической силы может повлечь непоправимые последствия, которые повлияют на будущее обеих сторон. Лучше всего поговорить с обидчиком наедине и попытаться убедить его в неправоте. Но этот способ не работает при групповой травле — в этом случае ребенку следует обратиться за помощью к взрослым: учителям, администрации учебного заведения, родителям.
Если конфликты доходят до драк, школьнику может быть необходима физическая защита. Тогда он должен быть все время в поле зрения педагогов. Администрация школы также должна опекать такого ученика.
В самых сложных случаях, нередко, приходится решать проблему переводом ребенка-жертвы в другой класс или даже школу.
Как предотвратить травлю?
Лучшая профилактика — здоровые отношения вне школы. Это значит, что ребенку уделяют достаточно внимания. Кроме того, ребенок должен быть социализирован, в этом помогают кружки, спортивные секции — все, что будет развивать ребенка и делать его более уверенным среди сверстников.
Донесите до ребенка, что о проблемах нужно рассказывать. Объясните заранее, как общаться с агрессором: говорить громко и уверенно, договаривать предложения до конца, не горбиться и не опускать глаза.
Ребенок не должен остро реагировать на оскорбления и издевательства в свой адрес. Следует быть сдержанным, а порой и игнорировать выпады недоброжелателей. А чтобы избежать издевательств, нужно больше общаться, заводить друзей, помогать одноклассникам на уроках и участвовать во внеучебной жизни школы. Важно, чтобы ребенок не замыкался в себе и не сидел в одиночестве. Можно быть слабым физически, но человек с сильным характером всегда вызывает уважение и симпатию.